3) уменьшение максимальной температуры и содержания кислорода в зоне максимальных температур путем организации ступенчатого горения ;

4) уменьшение общего избытка окислителя в пределах, допустимых по условиям начала быстрого увеличения выхода продуктов неполного горения С, СО, С20Н12.

Образование «быстрых» оксидов азота.

Для получения равновесных концентраций NO при горении стехиометрической метановоздушной смеси требуется период времени около10^-2---10^-3 с, однако время горения составляет 10^-4 с. Вместе с тем в углеводородных пламенах в отличие от пламен Н2 и СО непосредственно в зоне горения обнаруживается достаточно высокие концентрации NO.

С. Фенимор на основание ряда реакций сделал предположение, что быстрое образование NO объясняется связыванием молекул азота радикалами СН и С2 в реакциях с очень малыми энергетическими затратами:

Так же многие учёные проводили опыты и соответствующие измерения по данному вопросу и благодаря им можно отметить, что быстрое образование оксида азота во фронте пламени - явление, органически связанное с горением и присуще пламенам углеводородов и углесодержащих топлив. С точки зрения минимизации выхода NOx перспективным топливом является водород, в пламенах которого образуется оксида азота на порядок меньше по сравнению с пламенами метана и оксида углерода. Задача снижения «быстрых» NOx пока не решена.

Так же анализ работ, проведенные Н.А. Гуревичем, В.Г. Ляскоронским, И.Я. Сигалом, позволяют сделать сделать следующие выводы.

1) Быстрое окисление азота во фронте пламени является достоверным и надежно установленным фактом. Явление хорошо воспроизводится в лабораторных условиях независимо от разнообразия используемых для его наблюдения горелочных устройств и типов пламени.

2) Наиболее характерными признаками быстрого окисления азота в пламенах служат :

а) кратковременность процесса, в результате чего зона образования NO локализована на сравнительно небольшом участке фронта ламинарного пламени;

б) слабая зависимость выхода NO от температуры горения;

в) сильная зависимость выхода NO от соотношения топливо-воздух ;

3) «Быстрые» оксиды азота образуются непосредственно во фронте ламинарного пламени, на участке, составляющем около 10% ширины фронта пламени. Причем процесс образования начинается уже у передней границы фронта пламени в области температур около 1000 К.

4) Наиболее вероятным механизмом образования «быстрых» NO является механизм С. Фенимора с участием углеводородных радикалов, хотя дополнительная проверка его является необходимой.

Образование «топливных» оксидов азота.

Работы различных ученых показали, что азотсодержащие соединения, входящие в состав топлив, также являются источником образования оксидов азота, поступающих в атмосферу с продуктами сгорания.

В России особое значение изучение механизма образования «топливных» оксидов азота имеет в связи с проблемой сжигания Канско-Ачинских (Np=0,6-1,1%) и некоторых других бурых углей. Сжигание их осуществляется при весьма низких температурах (1600-1700) К, при которых выход «термических» NOx невелик, а выход «топливных» NOx приобретает существенное значение (при 1600 К он может составлять до 75% общего выхода NOx). Некоторые данные о содержание связанного азота в топлива, применяемых на территории бывшего СССР, приведены в следующих таблицах :

(Содержание азота в углях некоторых месторождений).

Месторождение

Марка угля

Nг, %

Донецкое

Кузнецкое

Кузнецкое

Кузнецкое

Нерюнгринское

Экибастузское

Печорское

Березовское

АШ

Т

2СС

ГЖ

СС

СС

Д

БЗ

0,8

2,1

1,9

2,2

1,0

1,2

2,7

0,95

(Содержание азота в жидком топливе, %)

Топливо

Nг,%

Топочный мазут

Сланцевое масло

Моторное

Дизельное

Газотурбинное :

лёгкое

тяжелое

0,30-0,50

0,14-0,50

0,12-0,13

0,007-0,01

0,02-0,03

0,07-0,09

Страницы: 1 2 3 4