ЭкологияСтраница 1
Об экологии всерьез заговорили в конце XX века. Сначала это были протесты «Гринпис », потом выступления антиглобалистов и, наконец, Киотское соглашение. Обеспокоенность состоянием окружающей среды закономерное явление. Любое действие вызывает противодействие, очередной подъем экономики имеет свои отрицательные стороны. Утилизация промышленных и бытовых отходов решается на уровне правительств, управ, муниципалитетов.
А вот, решение об экологическом дизайне никогда и никем не подписывалось, хотя это такая же проблема, как вредные выбросы в атмосферу. Когда глаза привыкают к хаосу, дизайнерскому мусору, непропорциональности и ядовитой цветовой гамме, трудно быть уверенным, что следующее поколение будет гармонично развивающимся, способным создать нечто красивое и значительное в области архитектуры и дизайна. Хотя бывают и исключения.
Как, например, новорусское чудо, родившееся на обломках коммунистической империи в период хаоса, распада и нищеты.
Экологический дизайн необходимо ввести в учебный курс всех художественных ВУЗов, строительных и инженерных колледжах и создать государственную программу, не по запрету, а по стимулированию и развитию экологического дизайна. В начале 90-х гг. псевдодизайн и антидизайн архитектурной среды прятался за ширмой «евродизайн» и «евроремонт ». Для широкого, массового потребителя это явление было новое и имело колоссальный спрос. Но ничего общего с понятием «высокий дизайн интерьера» оно не имело. Теоретики и классики русского дизайна Н. Воронов и Ю. Назаров пытались на страницах специализированных изданий объяснить практикующим дизайнерам и архитекторам о вредности и ненужности «всеядного» дизайна.
Российская классическая школа высокой архитектуры и дизайна уходит в прошлое, когда в стенах инструментальных классов Российской Академии Художеств, в училище барона Штиглица в С. Петербурге, Строгановки и МАРХИ создавались лучшие образцы Российских эталонов мебели, скульптур, изразцов, малых форм. У нового русского стиля крепкое основание, уходящее корнями в традиции, ВХУТЭМАСА, Мухинки и СПХПУ.
Космополитичность и заимствование от псевдодизайна ему не присущи, хотя на ранней стадии становления новый русский стиль делал реверансы в сторону «евроремонта». Укреплялась экономика, крепла страна, мужал и рос российский дизайн и зодчество.
В начале 90-х гг. прошлого века как грибы после дождя вырастали родовые гнезда «новых русских». Если сейчас проехаться вдоль Рублево-Успенского шоссе, Калужского и Осташковского шоссе, кое-где еще видны следы «прорабского зодчества» первой волны новорусского стиля. На стадии первоначального накопления капитала новые русские не утруждали себя заботами по привлечению профессионалов архитекторов, дизайнеров, декораторов. Главное чтоб был, свой в доску прораб, по рекомендации от друзей. В результате родился неповторимый стиль «флигель-башен-шииль», претендующий на звание — явление в истории архитектуры.
Многие из этих «флигель-башен-шпилей» снесены и перестроены, но если полистать журналы тех лет — фото и иллюстрации представлены как шедевр новорусского зодчества.
Сейчас все по-другому. Ни один коттедж за городом не проектируется без градостроительной и архитектурной экспертизы, причем, зачастую проект коттеджа проходит несколько независимых экспертиз, прежде чем будет окончательное разрешение на строительство.
Но . и сегодня возникает искушение поиграть уже в другую игру: смешаем кич, авангард, саймпл и арт-деко, замешаем его в тесте конструктивизма и получим стиль — а ля Иванов, а ля Сидоров. Полистайте современные журналы, и вы увидите, как архитекторы и дизайнеры изощряются друг перед другом, чтобы выделится, чтобы их заметили. По мнению мэтров новорусского стиля Голованова, Величкина, Фуражкина, Лемешева, Черниговой экологический дизайн не заметный, не выпуклый, не броский. Он - универсальный и гармоничный.
В таком дизайне одинаково хорошо себя чувствует недоучившийся, но продвинутый хозяин, и консерватор, воспитанный на русской классике, получивший образование в Сорбоис.
Ранний период новорусского зодчества в стиле «флигель : башен : шпиль»